Thursday, May 27, 2010

Крест как символ

Крест является наиболее древним универсальным символом, которое использует человечество. Его можно обнаружить и в Китае, и в Египте, и в Месопотамии. Крест - символ Космоса, приведенный к наиболее простой форме. Это центр мира, где земная горизонталь перекрещивается с небесной вертикалью, становясь точкой сообщения между Небом и Землей. Единство микро- и макрокосма также проявляется в кресте. Человек с распростертыми руками легко вписывается в форму креста – это микрокосм, в индивидуальности которого отражается вся вселенная. В этом образе выражается духовная целостность, единство духовного и материального, которое необходимо для полноценной жизни.

Но в первую очередь крест - это символ Христа, Его распятия, а следовательно также христианской веры и Церкви. Так называемый Греческий крест с древнейших времен являлся символом бога (бога солнца, дождя, представляя единство элементов, из которых создан мир: воздуха, земли, огня и воды). После принятия Иисуса как Бога, ранние христиане стали использовать Греческий равносторонний крест (crux quadrata) в качестве Его символа.

Хотя в последствии большее распространение получил Латинский крест (crux imissa), который по своим пропорциям больше напоминает человека с разведенными руками. Считается, что именно на таком кресте был распят Христос, таким образом, этот крест становится образом Страстей Христовых. Его называют как крестом Распятия, Страдания, так и крестом Жизни. Латинский крест с тремя ступенями у подножия называется крестом Голгофы, при этом ступени символизируют милосердие, надежду и веру. Выраженная вертикальная направленность Латинского креста на символическом уровне подчеркивает также главенство духовного по отношению к мирскому, материальному направлению.

Для армянской культуры крест имел особое значение. Будучи первым христианским народом в окружении сначала соседей-язычников, а после – мусульман, армяне должны были каким-то образом защитить и сохранить собственную религиозную идентичность, которая после стала практически идентичной национальному самосознанию.

Именно поэтому крест выходит за пределы церквей и священных текстов, где его изображают все христианские народы и приобретает собственное значение в виде крест-камней (хачкаров). Это плоские каменные плиты с вырезанными на них крестами, которые распространились в Армении, начиная с 4 в., когда было принято христианство. Крест-камень легко может изготовить один человек, это индивидуальный памятник, который, однако, будучи расположенным на открытом воздухе и приглашая каждого, проходящего мимо, был доступен для всех верующих.

Крест-камни ставились рядом со входами в храм, на дорогах и границах (что тоже символично), а также на могилах христиан (всегда в вертикальном направлении, что отличает хачкар от могильной плиты). Кресту придавалось значение посредника между верующим и Богом, люди устанавли хачкар для помощи, защиты, победы, долгой жизни и спасения души.

Для ранних армяских хачкаров (как и в раннем христианстве) было характерно изображение равносторонних крестов с расширяющимися от центра перекладинами (“крыльями”, как их называют в Армении). Крест часто вписывался в круг, был окружен голубями, символизирующими души верующих и размещен в национально-райском окружении. В последствии (с серидины 5 в.) большее распространение получил крест с продолговатыми пропорциями, который изображался как древо жизни, находящееся в центре вселенной, на Райской горе. Таким образом, кроме напоминания о прошлом, о распятии, заметна также направленность в будущее.

Чтобы на доступном языке обяснить спасение посредством распятия, мастера стали использовать близкие людям народные аллегории: как, выжимая сок из винограда, получаем “бессмертный” напиток, так и Христос на кресте пролил собственную кровь ради спасения грешного человечества. А принятие Его учения открывает для людей путь к спасению. Этот национальный образ рая стал основой композиции крест-камней, а виноград и в мириовой культуре стали использовать как символ Христа.

Таким образом, можем видеть насколько важен символ креста и хачкар, как его материальный носитель, для формирования и утверждения идентичности человека, считающего себя христианином. Не зря, например, азербайджанцы для полного удаления оставшихся после армян следов и их возможного воздействия в качестве важнейшего средства избрали уничтожение культурного наследия хачкаров.

Так, в армянском городе Джульфа (Джуга) экономико-культурный подъем 15-16 вв. проявивлся и в небывалом развитии искусства хачкаров. В 17 в. шах Аббас, боясь потерять недавно захваченные земли Восточной Армении, переселил туда все население Джугы, а город сжег. Но, несмотря на эти и последующие события, в 20 в. еще сохранились развалины нескольких церквей и территория кладбища, где изначально было 10 000 крест-камней. В советский период, когда армянские земли Нахичевани были переданы Азербайджану, хачкары опять стали подвергаться разрушению: в 70-80-е гг. для проведения железной дороги, а с 1998 вообще без каких-либо объяснений, пока в 2005 г. Азербайджанские организованные военные силы не уничтожили последние 2 000 хачкаров, напоминающих об армянском прошлом этих земель, превратив их в груду мелких камней. При этом не помогло даже вмешательство ЮНЕСКО.


No comments:

Post a Comment